Конституционный порядок федерализации Украины в условиях повышения политической активности
автор: Виктор Колесник – доктор юридических наук, профессор кафедры конституционного права Национального юридического университета имени Ярослава Мудрого
джерело:
Во время проведения митингов и демонстраций некоторыми гражданами выдвигаются требования преобразовать украинское государство в федеративное. Кроме того, нередко отдельные участники митингов настаивают на проведении референдумов относительно присоединения некоторых регионов Украины к Российской Федерации.
В связи с этим следует напомнить, что правовой механизм реализации конституционных прав граждан предполагает возможность установления определенных ограничений. Конституция Украины и текущее законодательство устанавливают пределы свободы слова и формулирования требований в процессе реализации права на участие в массовых публичных мероприятиях политического характера.
Чисто теоретически Украина может быть преобразована в федеративное государство, однако такое преобразование возможно лишь в порядке, предусмотренном Конституцией Украины.
Во-первых, форма государственного устройства представляет собой один из основоположных элементов конституционного строя, право определять или изменять который принадлежит «исключительно народу» (ст. 5 Конституции Украины), а не какой-либо его части.
Это означает, что никто (в том числе никакая часть народа Украины) не может присвоить себе право навязывать другой его части форму государственного устройства, то есть не может определить: оставаться ли Украине унитарным государством или же перейти к федеративному устройству. Такой вопрос может быть решен только на всеукраинском референдуме.
Поэтому требование о проведении референдума в отдельном городе или же в одной области (либо нескольких областях) по вопросу о превращении указанных административно-территориальных единиц в субъекты федерации изначально является неконституционным.
Соответственно, и действия тех лиц, которые призывают к федерализации путем проведения местного (городского или областного) референдума с точки зрения юридической квалификации относятся к неконституционным. Такими же неконституционными следует признать призывы (или требования) о проведении местных референдумов по вопросу о федерализации отдельных административно-территориальных единиц Украины).
Ссылка на отсутствие Закона «О местных референдумах» является некорректной, поскольку на местный референдум могут выносится лишь вопросы, относящиеся к ведению местного самоуправления соответствующего уровня. Поэтому даже в случае принятия такого Закона вопрос о федерализации и статусе субъектов федерации не может быть вынесен на областной или какой-либо другой местный референдум.
Во-вторых, определение (в том числе – изменение) формы государственного устройства возможно лишь при условии полного и точного соблюдения демократической процедуры, предусмотренной Конституцией Украины. Поскольку положение о том, что «Украина является унитарным государством» размещено в Разделе I Конституции Украины (ст. 2), то и внесение изменений в это предписание возможно лишь в усложненном порядке.
Для этого необходимо реализовать несколько этапов: 1) внесение соответствующего законопроекта Президентом Украины или же тремястами народных депутатов Украины; 2) рассмотрение законопроекта Конституционным Судом Украины и вынесение им заключения о соответствии этого проекта статьям 157 и 158 Конституции Украины; 3) принятие законопроекта не менее чем тремястами народных депутатов Украины на пленарном заседании украинского парламента; 4) назначение главой государства всеукраинского референдума, на который должен быть вынесен указанный законопроект; 5) утверждение Закона о внесении соответствующих изменений в Конституцию Украины на всеукраинском референдуме. Именно таким является единственно возможный конституционный способ превращения Украины в федерацию. Поэтому любые действия, направленные на преобразование Украины в федерацию в ином порядке должны быть признаны неконституционными.
Иная юридическая квалификация должна быть дана призывам о присоединении отдельных областей Украины к другому государству.
Дело в том, что вопрос об изменении территории Украины может быть решен «исключительно всеукраинским референдумом» (ст. 73 Конституции Украины).
Причем назначение такого всеукраинского референдума об изменении территории Украины отнесено к исключительным полномочиям Верховной Рады Украины (п. 2 ч. 1 ст. 85 Конституции Украины). Это означает, что по народной инициативе (то есть путем сбора подписей граждан) такой референдум не может быть проведен.
Более того, в соответствии с Законом «О всеукраинском референдуме» проведение всеукраинского референдума об изменении территории Украины возможно лишь при соблюдении таких условий: 1) Президент Украины подписывает международный договор об изменении территории Украины; 2) Верховная Рада Украины ратифицирует этот договор, то есть дает согласие на его обязательность путем принятия соответствующего Закона; 3) Верховная Рада Украины назначает всеукраинский референдум, на который выносится Закон о ратификации международного договора об изменении территории Украины. Лишь после обязательного соблюдения всех указанных условий возможно проведение такого всеукраинского референдума.
В то же время любые действия, направленные на изменение территории Украины или ее государственных границ, осуществляемые в ином порядке, то есть в порядке, не предусмотренном украинской Конституцией, являются неконституционными и более того – представляют собой объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 110 Уголовного кодекса Украины «Посягательство на территориальную целостность и неприкосновенность Украины» (санкция ст. 110 УК Украины предусматривает лишение свободы до трех лет).
Точно такой же юридической квалификации подлежат и публичные призывы к подобным действиям, и распространение любых материалов с призывами к осуществлению подобных действий. Причем для квалификации указанных деяний как преступлений не имеет значения тот факт, что подобные призывы могли быть высказаны на площади, на родительском собрании или на сессии городского (сельского) совета, опубликованы в газете или же распространялись в виде листовок.
Захват органов государственной власти (зданий государственных администраций, СБУ и др.) или же публичные призывы к такому захвату следует квалифицировать по ст. 109 Уголовного кодекса Украины «Действия, направленные на насильственное изменение или свержение конституционного строя либо же захват государственной власти» (санкция ст. 109 УК Украины предусматривает лишение свободы до десяти лет).
Кроме конституционно-правового анализа и юридической квалификации указанных деяний в процессе формирования требований митингующих важно также обратить внимание на статистические данные, а также на соотношение объективных данных о количестве избирателей в южных и восточных областях Украины.
В связи с этим как минимум странной представляется попытка выдвигать требования от имени всего «Юго-востока», например, митингующими в количестве от полутора до двух тысяч граждан на площади Свободы в Харькове при том, что по официальным данным в Харьковской области 2 млн. 185 тыс. 726 избирателей. То есть митингующие составляют даже не 1 %, а всего лишь девять сотых процента избирательного корпуса области (0, 09 %). Точно также неприемлемы требования митингующих «от всего Донбасса».
Избирателей в Донецкой области 3 млн. 359 тыс., в Луганской – 1 млн. 801 тыс., в Одесской области –1 млн. 830 тыс., в Херсонской области – более 866 тыс., в Николаевской области – более 933 тыс.
Неубедительными выглядят утверждения о том, что, например, Харьков – русский город. В этом смысле показательным представляется национальный состав Харьковской области по данным официальной переписи населения (2001 г.): в Харьковской области украинцев 2 млн. 48 тыс., а русских – 742 тыс. При этом в самом Харькове украинцев – более 800 тыс., а русских – около 400 тыс.
Не менее важным является и морально-этический аспект, связанный с проведением митингов и демонстраций сторонников федерализации Украины. Совершенно непонятным и необъяснимым является весьма агрессивное поведение многих таких митингующих, которых раздражает и возмущает любая украинская национальная символика, начиная от государственного флага Украины и заканчивая безобидными желто-голубыми флажками и ленточками. Обладатели украинской символики нередко становятся объектами для оскорблений, унижений, преследования и даже избиений со стороны обладателей георгиевских ленточек и российских флагов. И это люди, которые позиционируют себя как борцы с фашизмом, как сторонники дружбы народов и интернационализма. Но теперь все, что в Харькове, в Донецке или Луганске напоминает об Украине, почему-то вызывает их агрессию и негодование.
В Харькове 1 марта 2014 г. на избитых «майдановцев» улюлюкающая толпа с российскими флагами набрасывала ошейники и вынуждала становиться на колени, ходить на коленях десятки метров по площади Свободы. Да еще тумаками заставляли целовать флаг РФ, демонстрируя таким образом так сказать «принуждение к дружбе и любви с флагом РФ», а попутно – расширение сферы так называемого «русского мира». Подобное случилось 6 апреля и на улице Сумской в Харькове (возле театра имени Т.Г.Шевченко), когда милиционеры не смогли защитить граждан с украинской символикой от значительно преобладающей по численности разъяренной толпы с российскими флагами. Последние снова выдвинули в качестве условия освобождения заблокированных людей (а это были в основном музыканты) унизительное требование передвигаться на коленях. 30 марта на улице Сумской группа молодых людей с российскими флагами и георгиевскими ленточками остановили автомобиль только за то, что на нем был прикреплен желто-голубой флажок. При этом они вытащили водителя, которым оказалась молодая женщина, и стали ее толкать и колотить палками по кузову автомобиля. Хулиганов не остановило даже то, что в машине находился ребенок. И это делали те самые люди, которые называют себя интернационалистами, антифашистами, сторонниками «единения славян» и дружбы народов. А еще – защитниками памятников, борцами против варварства (намек на сваленные памятники Ленину), борцами «за восстановление исторической справедливости», борцами против «фальсификации истории» и т. п.
А где же хваленое российское великодушие? А где же былые утверждения о том, что мы (русские и украинцы) «один народ». что «у нас одна история». «одна культура», «общая историческая судьба» и прочее. Подобное поведение должно расцениваться как действия, направленные на разжигание национальной вражды, на унижение национальной чести и достоинства граждан. Это значит, что такие действия должны быть квалифицированы по ч. 2 ст. 161 Уголовного кодекса Украины «Нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или отношения к религии» (поскольку такие действия были сопряжены с насилием и угрозами). Если же будет доказано, что указанные действия совершены организованной группой, тогда их действия должны быть квалифицированы по ч. 3 ст. 161 Уголовного кодекса Украины (санкция этой статьи предусматривает лишение свободы до пяти лет). При определенных условиях такие действия могут быть квалифицированы по ч. 2 ст. 110 Уголовного кодекса Украины, поскольку действия, сопряженные с разжиганием национальной вражды, предусмотрены в этой норме как один из квалифицирующих признаков (санкция ч. 2 ст. 110 УК Украины предусматривает лишение свободы до пяти лет).
Кроме того, на административных зданиях в Харькове, Донецке и Луганске неоднократно срывались государственные флаги Украины и водружались российские флаги. Как, например, 1 марта в Харькове на здании областной государственной администрации украинский флаг был сорван гражданином РФ, который бахвалился в социальных сетях своим поступком. Подобные случаи неоднократно происходили и в Донецке, а однажды был зафиксирован случай надругательства не только над украинским государственным флагом, но и над флагом футбольного клуба «Шахтер». который демонстративно разорвали и сожгли оставшиеся клочки. Для Донецка такое обращение с флагом любимой футбольной команды представляется абсурдным и даже диким, что неопровержимо указывает на приезжих из-за пределов Украины. Подобные действия в отношении государственного флага Украины должны квалифицироваться по ч. 1 ст. 338 Уголовного кодекса Украины «Надругательство над государственными символами».
Таким образом, по итогам проведенного конституционно-правового анализа можно сделать следующие выводы:
1) федерализация Украины возможна лишь путем внесения соответствующих изменений в Конституцию Украины (с обязательным голосованием в парламенте и проведением всеукраинского референдума);
2) публичные призывы к отделению от Украины отдельных областей, объявления о создании новых республик на части территории Украины, а также срывание государственных флагов Украины с административных зданий либо унижение и оскорбление граждан, связанное с их политическими или национальными предпочтениями, – это уголовные преступления;
3) статистические данные свидетельствуют, что требования митингующих о федерализации Украины – это чаще всего мнение людей, которые составляют обычно менее 1% избирателей соответствующей области, которые, как правило, имеют весьма смутное представление о федерализации;
4) национальный состав восточных областей говорит о том, что Восточная Украина – это совсем не Россия и Россией никогда не была, даже пребывая в составе Российской империи;
5) социологические опросы показывают, что идею федерализации поддерживали в конце декабря 2013 г. 16 % граждан Украины, а в марте 2014 г. – всего лишь 14 % граждан Украины. Это означает, что остальные граждане – против федерализации.
А главной проблемой для всех областей Украины на сегодня все же остается коррупция и ужасающие последствия деятельности предшествующего правительства, которое длительное время позиционировало себя как «правительство профессионалов». но фактически поставило Украину на грань дефолта (о чем публично признал еще в конце декабря 2013 г. тогдашний глава правительства).