Громадянське суспільство

Спасти революцию

08.04.2014
автор: Николай Козырев, председатель правления Украинского Хельсинкского союза по правам человека
джерело: www.telekritika.ua

Пока Киев пребывает в состоянии иллюзорной свободы, народ как не имел, так и не получил экономической свободы. Остаётся нетронутой олигархическая система обмена и эксплуатации труда, и на этой материальной базе в регионах происходит лихорадочная передислокация ресурсов контрреволюции. Для маскировки этих процессов пророссийская «пятая колонна» из Партии регионов мобилизует на уличные протесты все жертвы «янукономики»

Недавно вернулся из Киева в Луганск. Очень сложное, двойственное впечатление от увиденного-услышанного в Киеве. И тяжкое, гнетущее душу переживание от того, что накатывает на все рецепторы и травмирует нервы здесь, дома.

В киевской атмосфере вроде как царит дух постмайданной свободы, светлый дух Народного вече как возрожденного института народовластия. С другой стороны, беседы на Майдане с людьми, одетыми в камуфляж и дежурящими у ящиков для сбора денег, оставили у меня ощущение, что майдан сейчас оказался в ситуации застоя и начавшегося морального износа.

«Будем стоять до президентских выборов», - сказал мне один из «дежурных» и добавил: «Будем их контролировать». Но не смог уточнить, как они это будут делать.

А среди столичных тружеников компьютерной мышки доминируют иллюзорные представления о том, что обретенная свобода выражения мнений и доступа до информации - главный атрибут победы революции.

Эти массовые иллюзии не так уж безобидны - они искажают стимулы социального поведения и через прессу формируют в общественном сознании ложные приоритеты в системе принятия срочных решений. Например, у всех чешутся руки бороться с коррупцией: считается, что майдан был именно антикоррупционным протестом, а адрес коррупции - особняки вельмож режима Януковича. В этом якобы и заключается социальный смысл революции.

На поверхности это действительно так - об этом толкут воду и «у Шустера».

Между тем, исторический смысл революционного майдана залегает глубже этой поверхностной суеты и бытующих предрассудков. В более широком контексте мы на самом деле переживаем третий этап революции, направленной против мафиозно-олигархической системы.

В 1991-м отцы нынешних революционеров выступили против советской системы номенклатурной мафии, угробившей их мечту-утопию о коммунизме. Потом революционеры предали свою революцию, обменяв свободу на фальшивые бумажки приватизационных ваучеров. Это был вполне реальный спектакль Воланда.

В 2004-м дети «революционеров» начала 90-х восстали против продукта предательства своих отцов - новой номенклатуры, вылупившейся из симбиоза того же класса коммуно-комсомольских «бизнесменов-воров» и рыцарей криминальной приватизации 90-х, присвоивших экономические активы страны. Но и на этот раз революцию предали, абортировав ее дитя - свободу предпринимательства - в давке за привилегиями вместо права. Олигархи получили карт-бланш на монопольный распил бюджета.

В 2014-м - народ восстал против той же советско-криминальной номенклатуры, приватизировавшей вслед за экономикой уже и политическую, законодательную и судебную власти. Восстал против установившегося в стране режима абсолютного произвола, неконтролируемой коррупции и прогрессирующего социального неравенства. Против режима, который фактически узурпировал народный суверенитет и выродился в тиранию. Против этой тирании и восстал народ, вооруженный «брукивкой» и «коктейлем Молотова».

Но на скрижалях истории есть, как известно, выразительная надпись: «Революции пожирают своих детей». Что и как будет на этот раз?

Тиран свергнут, но машина мафиозной тирании, увы, осталась на месте, и даже в исправном состоянии. Те же кадры бюрократии, управляющей сбором феодальной ренты и неспособной работать в рыночных условиях. Та же система угнетения человека труда по формуле «богатые богатеют, бедные беднеют».

И пока Киев пребывает в состоянии иллюзорной свободы, народ как не имел, так и не получил экономической свободы. Остаётся нетронутой олигархическая система обмена и эксплуатации труда, и на этой материальной базе сейчас в регионах происходит лихорадочная передислокация и концентрация ресурсов контрреволюции.

Для маскировки этих процессов в восточных и южных регионах Украины пророссийская «пятая колонна» из Партии регионов регулярно мобилизует на массовые уличные протесты все жертвы «янукономики» - безработных пауперов из убитых рабочих поселков; бюджетных халявщиков из славной когорты учителей, не умеющих учить, и медиков, не научившихся лечить; халявщиков-студентов, поднаторевших покупать за деньги собственное невежество; пенсионеров, свихнувшихся от облучения изотопом «Россия-24».

Им все равно, что кричать - хоть «Распни Его!», хоть «Россия!» и «Референдум!», - лишь бы убежать от свободы и личной ответственности.

Здесь при полной бездеятельности административных и правоохранительных органов по улицам Луганска, Донецка, Харькова, Николаева, Одессы разгуливает и заезжая шпана с российскими флагами. Криками «Россия!» и «Референдум» они вместе с «пятой колонной» Кремля реализуют план Путина по развязыванию гражданской войны в Украине, и им никто практически не препятствует.

Что это - деморализация правоохранителей, сознательный коллаборационизм в интересах оккупанта или привычное обслуживание региональной олигархической мафии для изъятия и выгодного перераспределения ренты? Пользуясь случаем, пока старые каналы поднятия ренты наверх и преобразования её в «золотой батон» потеряли актуальность, а новые еще не легализованы.

Понимают ли должностные лица, ответственные в центре и в регионах за общественный порядок и безопасность граждан, что они сейчас совершают роковую ошибку, за которую, очень возможно, придется нам всем дорого заплатить?

Создаётся впечатление, что отсутствует понимание масштаба опасности, грозящей революции не только и даже не столько со стороны российской армии (армия сейчас может и не торопиться), сколько вследствие затягивания трансформации майдана и революции в базовые институты гражданского общества, перетекания её из политической в социально-экономическую сферу.

Путин только умело использует ситуацию для блокирования этого исторического процесса в Украине.

Интересный, конечно, вопрос: зачем? Напрашивается аналогия с политикой российского императора Николая I, при котором Россия выступила в роли «жандарма Европы» во время европейских буржуазных революций середины XIX века.

Существует точка зрения, что как тогда европейская модернизация в эпоху начавшейся промышленной революции несла угрозу феодально-монархическому строю России, так и сейчас вектор европейской интеграции Украины (а также Балтийских стран и Грузии) в определенной мере угрожает России. Угрожает её феодально-рентной «раздаточной экономике», её «азиатскому способу производства», если использовать марксистскую терминологию.

Есть другая не менее популярная точка зрения, отсылающая к личным качествам президента России как доминирующему фактору его политики. Считается, что Путин просто обезумел и идет путем Гитлера, повторяя его практику аншлюса территорий.

А этиология и патогенез безумия Путина указывают на то, что болезнь перешла в острую фазу паранойи и, начиная с августа 2008 года, он таким параноидально-милитаристским способом решает внутренние проблемы России с помощью внешней политики.

Изложенные подходы лишь отчасти описывают «проблему политики Путина». На самом деле, по-видимому, всё проще, циничней и ужасней.

Главный приоритет политики Путина, в том числе и в отношении Украины, - стимулирование роста международной напряженности, которая, в свою очередь, как всегда, подстёгивает цены на нефть. Не останавливаясь при этом перед искушением разрушить традиционный Версальско-Ялтинский мировой порядок.

Этот порядок, как известно, держался на якобы незыблемых принципах межгосударственных отношений:

1) главным субъектом мировой политики было суверенное территориальное государство;

2) легитимность лиц, представляющих «национальные интересы» государств, удостоверялась демократической процедурой.

3) ХХ век, после двух войн, внес в этот порядок важное дополнение - доктринальный отказ от «большой войны» как способа решения конфликтов.

Почему же российский лидер не считается с этой системой мирового статус-кво? Ответ: во-первых, не один он; во-вторых, и это главное, - потому что в XXI веке субъектами мировой политики являются уже не суверенные территориальные государства, а транснациональные корпорации и картели, и прежде всего крупнейшие нефтяные и газовые компании планеты. А точнее - правители этих компаний, настоящие властители мира.

Не государство Россия теперь субъект мировой политики (это так только для ТВ-лохов), а «Газпром», «Роснефть» и «Лукойл». Не государство США, а Exxon Mobil. Не Британия, а Royal Dutch Shell. Не Норвегия, а Statoil. Не Италия, а Eni. Не Саудовская Аравия, а Saudi Aramco и т. д.

Путин является руководителем России лишь в той мере, в какой он командует указанными тремя энергетическими компаниями. И именно этот его статус определяет его легитимность, а вовсе не такая либеральная архаичная чепуха, как «демократические выборы».

Крым для Путина - это Черноморский шельф и новая военная база. Но этого мало: ввиду неизбежно приближающегося долгосрочного спада российской экономики, в том числе в связи экспансией на мировой рынок американского сланцевого газа, нужны более весомые гарантии выживания в этом жестоком мире.

Достаточно сравнить:$106 - цена за 1000 кубометров американского сланцевого газа против $425 газа российского на европейском рынке (данные http://m.forbes.ru/article.php?id=84318), чтобы понять, почему у Путина появилась сильная мотивация к захвату украинской территории, - чтобы контролировать её ресурсы.

А это труба, шельф, запасы сланцевого газа, которые оцениваются в 22 трлн кубометров, расположенные в основном в восточных регионах Украины.

Значит, сейчас или никогда! Сначала пробный шар: вероломный хапок и аннексия Крыма - удача! Ну, а трендёж европейских и американских лидеров по этому поводу Путин, конечно, выслушивает с мефистофельской ухмылкой - «сами такие»! Чай, не XIX век, когда в Крым без промедления пришла бы английская армада военных кораблей.

Так что теперь нужно идти дальше, раз уж (хе-хе!) видали мы этот «мировой порядок» от Версаля до Ялты! Да хоть бы и со времен Вестфальского мира (1648 год), положившего начало мировому порядку, основанному на концепции государственного суверенитета.

И мы видим, что события развиваются стремительно и вполне скоординировано, по плану Кремля. Первый этап этого плана, об этом сейчас много говорят - сорвать выборы президента в конце мая. Технология проста: за оставшееся время с помощью «пятой колонны» из Партии регионов и денег для «отморозков» при полном бездействии правоохранительных органов одурачить как можно больше бабушек-дедушек и сформировать штурмовые бригады для постановки картинок российскому телевидению - «в Украине нет власти».

Затем, перед самыми выборами, тьфу-тьфу, они, пожалуй, устроят в разных городах пару-тройку терактов, от которых пострадают, конечно же, «русские», из числа этих же пророссийских знаменосцев триколора. Разумеется, всё это в России будет списано на «бандеровцев», которые-де мстят «русскоязычным» за их симпатии к Великой России. А в день выборов они будут громить избирательные штабы и участки с целью уничтожения результатов голосования. Тут уж постарается засланный российский спецназ - ставки Путина будут высоки! Для реализации этого сценария идёт серьёзная подготовка, - только что в Луганске СБУ раскрыла диверсионную группу с целым складом оружия!

Второй этап кремлевского плана Суркова будет реализовываться после выборов на пике массового психоза. К тому времени ситуация созреет для неизбежной «якобинизации» украинской революции. Если правы те, кто утверждает, что «Правый сектор» выращен в пробирке ФСБ, то роль Якобинского клуба будет отведена ему.

При этом, как и во Франции 1793 года, неизбежный кризис революции расколет её на две части - на одной стремление к свободе обернётся анархией (эта тенденция уже заметна на Майдане), на другой «украинские якобинцы» для спасения революции попытаются установить диктатуру. А Ярош-Робеспьер, проигравший выборы, продиктует захваченному парламенту законы, которые должны легитимировать диктатуру - для спасения революции!.

Но закон о люстрации не заменит гильотины, а диктатура быстро выродится в фарс, поскольку экономические и политические издержки диктатуры нечем будет покрыть - за скальпы демократов никто денег не даст.

Это и создаст почву для украинского Термидора и Директории: за свержением национал-радикальных сил, представленных миру в облике ужасных бандеровцев, последует заключительный этап - реставрация «Старого порядка» и долгожданная, спасительная стабилизация под присмотром российского спецназа. Такова логика «пожирания революцией своих детей».

А олигархическая мафия, паразитирующая на российско-украинской трубе, напишет нужную Путину Конституцию, по которой юго-восточные регионы сами упадут к его ногам - надо же будет, наконец, защитить тех, кто уже три месяца надрывно кричит в российский телевизор «Референдум!» и «Россия!».

Предадим ли и в третий раз нашу революцию? Или на этот раз Небесная сотня объединит наши силы против внешнего и внутреннего врага?

На кону не только Украина, но и мировой порядок, многомерную цивилизацию которого сегодня сатанинские политики сплющивают до единственного измерения - стоимости барреля нефти.